ӘЛ-ФАРАБИ КӨЗҚАРАСТАРЫНЫҢ ҚАЗАҚ ФИЛОСОФИЯСЫНДАҒЫ ТОЛЫҚ АДАМ ІЛІМІНІҢ ДАМУЫНА ЫҚПАЛЫ
DOI:
https://doi.org/10.51943/2710-3994_2021_28_4_26-40Ключевые слова:
казахская философия, мусульманская философия, мировоззрение аль- Фараби, духовные ценности, историческая преемственность, гармония, целостное человеческое учение, антропологические и гуманистические взгляды.Аннотация
В данной статье мы рассматриваем важнейшие вопросы определения сущности,
значения, специфики антропологического и гуманистического мировоззрения аль-Фараби,
занимающего особое место в мировой цивилизации и его влияния на развитие гуманитарной науки
в казахской философии. Особое внимание уделяется восстановлению преемственности
философских взглядов между прошлым и настоящим философской науки. Данный вопрос
характеризуется тем, что учение аль-Фараби – единственный способ достичь гармонии между
мусульманской философией и казахской философией, является источником нашей духовной
зрелости и главным механизмом развития нашего национального исторического сознания.
В нашей статье использованы произведения аль-Фараби «На пути к счастью», «Взгляды
людей доброго города», Юсуфа Баласагуна «Кутадгу билик», Ахмета Яссауи «Дивани хикмет»,
Асан кайги «Жеруйык» и стихи Абая. А также сделаны выводы и рассмотрены историческая
преемственность и духовная гармония их взглядов и мировоззрений.