ВЗАИМОЗАВИСИМОЕ СТАНОВЛЕНИЕ: ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕИНТЕРПРЕТАЦИЯ СИМВОЛОВ И ОБРАЗОВ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В КАЗАХСТАНЕ
DOI:
https://doi.org/10.51943/2710-3994_2023_34_2_334-346Ключевые слова:
Казахстан, Олжас Сулейменов, историческая память, литература, поэзия, символика, деколонизация, транскультурацияАннотация
Введение. Статья посвящена изучению и реинтерпретации исторической памяти, которые
осуществляется Международным Центром сближения культур под эгидой ЮНЕСКО под руководством
поэта, исследователя, общественного деятеля Олжаса Сулейменова. Целью и задачами статьи
является исследования идей О. Сулейменова в рамках казахстанской интеллектуальной традиции,
трансформировавшей тему исторической субъектности в XX–XXI вв., а также – в масштабах мировой
культуры и мысли. В этом отношении одним из основных культурных инструментов поэта является
диалог этнокультурного и планетарного. Результаты. В рамках статьи деятельность Сулейменова и его
коллектива вписана в более широкий социально-антропологический контекст и рассматривается в
качестве историософского, социально-философского и автоэтнографического начинания. Выделены
магистральные идеи: культурно-историческая взаимозависимость, диалог локального и глобального,
глубинное единство человека и мира, знака и слова. Вывод. Именно диалог с мировой культурой и
переизобретение исторической субъектности казахов в ХХ веке стали главными историософскими
стратегиями казахстанского общества во многом благодаря Олжасу Сулейменову. Осознанная
взаимозависимость, связанность сущего, будь это политические процессы, история письменности или
становление индивидуума на фоне взаимодействия множества культур и сообществ – это один из
базовых посылов О. Сулейменова, не устающего призывать к осознанию глобальных связей, общности
судеб, к пониманию социального детерминизма. Осознанной взаимозависимости посвящено множество
философских работ разного времени, тысячелетиями она по-разному звучит в различных теориях,
гипотезах и методологиях. С помощью этих подходов визуальные символы и образы исторической
памяти становятся важным материалом для рефлексии, объединяющей поэзию, искусство и гуманитарную
науку.