ЖЕТІСУ САҚТАРЫНЫҢ ДҮНИЕТАНЫМЫНДАҒЫ ІРІ ОБАЛАРДЫҢ АЛАР ОРНЫ
Ключевые слова:
Жетысу, саки, государственность, большие курганы, мировоззрение, околокурганное пространство, казан, ритуалыАннотация
Край Семи Рек – Жетысу – «золотая колыбель» Казахской земли. В этом регионе в
VIII–II вв. до н.э. жили саки, которые воевали на стороне персов в греко-персидских войнах и
дошли до Индии. Наемные конные лучники саков составляли ударную часть кавалерии
Ахеменидской Персии. В Жетысу во времена саков (саки в китайских источниках встречается под
именем «Сэ») существовало раннегосударственное объединение. Во главе «государства» стоял
верховный правитель. Власть сохранялась в одном роду или племени. Они правили «по воле
богов» и поэтому правители саков одновременно исполняли и роль военных начальников,
верховных жрецов.
Курганы в понятии древних номадов являются местом перехода человека в инобытие, а для
сородичей – местом проведения различных ритуалов, ритуально-обрядовых мистерий, связанных
с общением с духами и высшими божествами. У разных населения существовали определенные
запреты, правила и нормы поведения, связанные с посещением некрополей как священных мест.
Возле больших курганов были места жертвоприношения со следами костров и тризн, также
атрибутами культа (алтари, жертвенные столы, курильницы и котлы). У саков существовали
определенные запреты, правила и нормы поведения, связанные с посещением некрополей как
священных мест.
Месторасположение «царских» курганов, их конструктивные особенности, монументальность и
предметный комплекс погребений находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Они
показывают уровень развития строительного дела у кочевников, их отношение к вопросу жизни
и смерти, сложность ритуально-обрядовой практики. Кроме того, принципиальное сходство
некоторых конструктивных характеристик погребальных сооружений юго-восточного
Казахстана указывает на глубинные связи населения эпохи ранних кочевников, единство
религиозных и идеологических установок.